Информатизация ОУ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Лицей № 126" Калининского района г. Новосибирска

Информатизация ОУ

 

  • 1997 год - в школе появился первый компьютер
  • 2001 год - открыт первый компьютерный класс (5 комплектов)
  • 2003 год - дооснащение первого компьютерного класса (9 комплектов)
  • 2004 год - открыт кабинет математики и информатики (7 комплектов)
  • 2003-2007 годы - оснащение компьютерами администрации: директор, секретарь, заместители директора, бухгалтерия, библиотека, психолог и социальный педагог
  • 2004 год - приобретена и успешно работает программа по составлению расписания "Ректор"
  • 2005-2007 годы - приобретены компьютеры в кабинеты математики, физики, функционирует мультимедийный класс
  • 2007-2008 годы - оснащены новой техникой два компьютерных класса, оснащены компьютерами все учебные кабинеты, функционируют 7 мультимедийных классов 
  • 2009-2010 годы - дооснащены компьютерами кабинеты физики, математики, общее количество компьютеров - 72
  • 2010-2011 годы - появились интерактивные доски в кабинетах математики, физики, полностью оснащена интерактивными досками начальная школа, общее количество компьютеров - 83.


Учащиеся лицея имеют возможность доступа к электронным образовательным ресурсам, используя    школьный информационный центр (библиотека, кабинеты информатики), в т.ч. числе к ресурсам, размещенным на Федеральных порталах.

      
 

Оснащенность компьютерной техникой 2012-2013 уч.год

Кол-во компьютеров всего Кол-во компьютеров, используемых в учебном процессе Кол-во компьютеров, используемых в административных целях Кол-во компьютерных классов  Кол-во переносимых компьютеров (ноутбуков), используемых в учебном процессе Кол-во компьютеров в библиотеке Кол-во интерактивных досок
129 104 10 2 48 3 18
   

 

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 126

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ МАТЕМАТИКИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОДЕЛЬ

 ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА

СРЕДНЕЙ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 126

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ МАТЕМАТИКИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск, 2006

 

 

 

 

 

 

Современный этап модернизации образования обозначил значительное усиление интереса со стороны всех основных участников образовательного процесса и в первую очередь основных «заказчиков» образовательных услуг и качества обучения - учащихся, их родителей и государства - к проблеме информатизации образовательных учреждений.

При этом в обществе все более явственно формируется отношение к реальной информатизации школы не только как к одному из инструментов ее совершенствования, но и как к одному из действительно значимых показателей конкурентоспособности конкретного учреждения на рынке образовательных услуг.

Эти обстоятельства, дополняемые все более возрастающим объемом информации, обработка и анализ которой без применения компьютерных технологий становятся все более трудоемкими и менее эффективными (расписание занятий в условиях перехода на профильное обучение, тарифицирование в условиях нормативного финансирования, учет участия учащихся и их результатов в ЕГЭ и многое другое), не менее явно показывают, что время «выжидательного» отношения к информатизации школы подходит к концу.

Другой особенностью сегодняшнего дня информатизации образования является то, что в результате многолетних непрерывных экспериментов разной направленности и интенсивности в этой области, достигнуто определенное единство в видении основной цели разработки и внедрения ИКТ в деятельность школы. Для большинства профессионально ориентированных специалистов, вовлеченных в решение данных проблем, эта цель сегодня, так или иначе, ассоциируется с решением одной основополагающей задачи – построением единого информационного пространства образовательного учреждения.

Все это ставит перед руководителями образовательных  учреждений новые, достаточно сложные задачи:

• формирование своего собственного отношения и «внутренней» убежденности, а также определение мотивации и путей убеждения руководимого коллектива (включая отдельных сотрудников) по вопросу необходимости информатизации школы;

• выбор из многообразия определений единого информационного пространства и путей его построения модели, оптимальной для конкретного (своего) образовательного учреждения, и подготовка на ее основе проекта внедрения ИКТ в образовательное пространство школы;

• определение критериев оценки программного обеспечения, а также  подбор его (ПО), соответствующего выбранной модели построения информационного пространства как структурной основы общего образовательного пространства школы;

• организация поэтапной реализации проекта с подведением промежуточных итогов, внесением необходимых корректировок и мониторингом качественных изменений в работе школы.

 

Единое информационное пространство образовательного учреждения представляет собой систему, в которой задействованы и на информационном уровне связаны между собой все участники учебного процесса.

Для формирования информационного пространства необходимо решить следующие задачи:

1. Определить круг участников информационного пространства из числа участников учебного процесса, степень их заинтересованности и формы взаимодействия внутри и за пределами информационного поля образовательного учреждения.

2. Выделить наиболее общие потоки основной, или базовой информации, которые проще всего формализуются и, как следствие, уже формализованы в любом (или почти в любом) учреждении образования.

3. Четко описать структуру информационного пространства и всех его информационных уровней и подуровней.

Сформулировав определение информационного пространства, сформировав его структуру и определив круг участников:

-определи исполнителей и их  функционал,

-составили план внедрения информационных технологий в учебно-воспитательный процесс.

Чтобы добиться реального вовлечения в процесс информатизации всех участников информационного пространства  необходимо сделать его осмысленным и мотивированным.

Мотивация использования компьютерных технологий может быть весьма разнообразной как личностной, так и коллективной, в диапазоне от понятия «простой необходимости» до «престижности образовательного учреждения». Но, как показывает практика, одним из самых естественных побудительных мотивов использования компьютера был и остается ответ на вопрос, насколько успешно компьютерные приложения решают наиболее сложные информационные задачи, «некомпьютерное», бумажное решение которых заведомо трудно и малоэффективно. Реальным и убедительным доказательством для педагогов школы стало использование Расписания.

Основные принципы построения единого информационного пространства:

  • открытость;
  • модульность;
  • гибкость;
  • простота использования.

Структура определяется его направленностью на основные группы пользователей – административных, педагогических работников, учеников и их родителей. Каждая группа получает возможность автоматического подбора содержания в сфере своих интересов. Реализованный принцип модульной архитектуры позволяет также проводить индивидуальную подстройку под конкретного пользователя.

Особенностью используемого программного обеспечения должна являться возможность широкого расширения функциональности без необходимости переделки всей системы, сохраняя при этом привычные пользователю общесистемные инструменты и подходы. 

Участники, непосредственно вовлекаемыми в процесс создания и функционирования единого информационного пространства образовательного учреждения:

  • администрация;
  • преподаватели;
  • учащиеся;
  •  родители;
  • вспомогательные службы (бухгалтерия, библиотека, медиатека, медкабинет);
  • Некоммерческий фонд.

 

 

 

Могут вводиться дополнительные звенья с условным названием «Руководители высшего уровня» (органы управления образованием, местные органы власти, контролирующие органы и т.п.) и «Внешние связи» (другие образовательные учреждения, учреждения культуры и спорта, дополнительного образования, ВУЗы и колледжи, клубы выпускников, организации и фирмы, центры подготовки и переподготовки кадров и др.).

Основные направления работы образовательного учреждения

 1. Планирование, организация и оперативное управление учебно-воспитательным процессом как базовым производственным процессом образовательного учреждения.

2. Управление функционированием образовательного учреждения и обеспечением образовательного процесса с соблюдением всех необходимых внешних и внутренних форм отчетности.

3. Организация и обеспечение содержания образовательного процесса.

        Информационные связи основных групп участников информационного пространства представляют собой информационные потоки, которые делятся на три основные группы, реально отражающие базовые производственные процессы образовательного учреждения, а также ряд самостоятельных дополнительных информационных потоков, отражающих выполнение вспомогательных функций обеспечения деятельности образовательного учреждения. К таким дополнительным информационным потокам можно отнести потоки, отражающие вопросы работы школьной библиотеки, медицинского и социально-педагогического обслуживания, организации школьного питания и другие.

 

 Прежде чем переходить к вопросам компьютерной реализации модели построения единого информационного пространства, необходимо:

-         сформировать иерархическую модель взаимодействия выделенных ранее групп основных и дополнительных информационных потоков,

-          установить принципы их взаимодействия,

-         определить структуру создаваемого информационного пространства

-          выработать подходы к его формированию.

Формируя иерархическую модель взаимодействия основных групп и дополнительных информационных потоков, можно получить следующую наглядную схему ее отражения (схема 1)

 

Детальный анализ схемы модели взаимодействия информационных потоков позволяет сделать следующие выводы:

1. Основой для информационных потоков, отражающих основные производственные процессы и процессы дополнительного обеспечения деятельности образовательного учреждения, является определенная базовая информация. Составной частью базовой информации, и ее наглядным отображением, является так называемая информация общего (коллективного) доступа.

2. Информационные потоки, отражающие основные производственные процессы образовательного учреждения, тесно взаимодействуют между собой, при этом опорой для процессов администрирования и процессов обеспечения содержания служат результаты работ по планированию, организации и управлению учебным процессом.

3. Информационные потоки, отражающие процессы дополнительного обеспечения деятельности образовательного учреждения, опираются на информацию общего доступа и тесно взаимодействуют с основными информационными потоками, а также между собой.

 

Формирование информационного пространства школы осуществляется следующим образом:

1. Формируется базовая информация образовательного учреждения, наглядным отображением которой служит информация общего доступа.

2. Информация общего доступа обрабатывается и конкретизируется в системе планирования и управления учебным процессом.

3. Основная часть конкретизированной информации из системы планирования и управления учебным процессом передается в систему администрирования деятельности учреждения и систему обеспечения содержания образовательного процесса, где происходит ее дальнейшая обработка, архивация и хранение.

4. Информация общего доступа и конкретизированная (обработанная) информация из систем администрирования и обеспечения содержания попадает в модули дополнительного обеспечения, где происходит дальнейшая работа с ней.

5. На основе обработанной в системах и модулях информации формируется отчетная документация.

         Основой компьютерной реализации единого информационного пространства образовательного учреждения являются:

1. Информационная система планирования, организации и управления учебным процессом. Очевидной реализацией такой системы являются системы разработки Расписания учебных занятий и его оперативного ведения (как вариант – «АРМ Завуча»). В школе третий год успешно используется программа составления расписания «Ректор», которая позволяет в короткие сроки подготовить расписание уроков, соответствующее санитарно-гигиеническим требованиям, учитывающее интересы как учащихся, так и преподавателей, позволяющее оперативно осуществлять замены учителей.

2. Информационная система администрирования деятельности образовательного учреждения. Под подобными системами подразумеваются программы создания и ведения общей информационной базы, включающие пользовательские интерфейсы Администраторов - Руководителей учреждения.

3. Информационная система обеспечения содержания учебного процесса цифровыми образовательными ресурсами.

В качестве подобных систем выступают как программные оболочки, позволяющие конструировать содержание цифровых образовательных ресурсов любых учебных предметов, так и конкретные предметные разработки, входящие в состав школьной медиатеки.

До окончательного формирования структуры единого информационного пространства основные системы должны быть дополнены информационными модулями обеспечения образовательного процесса.

В состав информационных модулей  должны входить блоки обеспечения деятельности следующих специалистов:

• библиотекарь;

• психолог;

• логопед;

• медицинский работник;

• бухгалтер (при наличии собственной бухгалтерии);

• завхоз.

Перечисленные выше информационные системы и информационные модули дополнительного обеспечения представляют собой конкретные приложения. Каждое из них решает свои специфические задачи. В зависимости от этих решаемых задач функционируют конкретные приложения   АРМы – автоматизированные рабочие места пользователей, к которым относятся все участники информационного пространства.

Любое из конкретных приложений работает с определенным набором информации - базой данных. Для того чтобы воспользоваться обобщенными данными этих баз, получить возможность анализировать процессы, происходящие на конкретных участках деятельности, и принимать обоснованные управленческие решения, необходимо эти данные свести воедино. Поэтому процесс формирования единого информационного пространства включает в себя также решение задачи интеграции баз данных информационных систем и модулей и компоновки на их основе единой базы данных.

     На данном этапе предприняты попытки создания базы данных учеников по классам и учителей, которые дорабатываются, модернизируются для создания более полной картины о результатах пребывания ребенка в данной школе.

Компоновка единой базы данных – компьютерного отображения соответствующего информационного поля и организация постоянного доступа к ней всех участников учебного процесса через информационные системы и модули - и есть  решение задачи построения компьютерной реализации единого информационного пространства образовательного учреждения.

Формирование подобной базы требует решения достаточно сложных задач, связанных в первую очередь с необходимостью ее определения, структурирования, мотивации конкретных исполнителей, установления иерархии и объема пользовательских прав, организации взаимосвязи с другими структурными звеньями (информационными системами и дополнительными информационными блоками) общего информационного пространства.

Поскольку задача формирования общей базы данных достаточно сложна, имеет большое значение, а основными пользователями хранящейся в ней информации являются администраторы, то за ее реализацию отвечает одна из основных информационных систем, а именно - система администрирования деятельности образовательного учреждения.

 Для того,  чтобы реализовать представленную модель единого информационного пространства, недостаточно того, что сегодня директор, секретарь, заместители директора, социально-психологическая  служба, бухгалтерия, библиотека имеют компьютеры и активно используют их в своей работе.

 Необходимо :

-все компьютеры связать в локальную сеть,

- определить компьютеры общего пользования, где в любой момент учитель, ученик или родитель могли бы получить доступ к общей информации,

-для родителей необходимо предоставить доступ к информации через Интернет, для чего необходимо обновить, разместить в Интернет школьный сайт,

- также создать творческую группу, которая бы занималась обновлением информации на сайте.

Далее предстоит решить очень важную задачу обеспечения формирования информационного пространства – отбор полностью мотивированных к использованию компьютерных приложений, которые:

  • обеспечивали бы значительное сокращение времени и трудозатрат на наиболее значимых направлениях деятельности;
  • поддерживали бы выработанную годами и весьма традиционную методику работы с информацией всех ключевых пользователей - сотрудников учреждений образования: директора и его заместителей, секретаря и диспетчера, классных руководителей и преподавателей-предметников;
  • обеспечивали бы функциональную надежность информационных модулей дополнительного обеспечения (библиотека, социально-педагогическая и психологическая службы, медицинское обеспечение, организация питания, бухгалтерия, хозяйственная служба и т.д.) и постоянный взаимообмен данными между ними и основными информационными системами;
  • поддерживали бы «доступность» необходимой информации для родителей;
  • обеспечивали бы подготовку и передачу необходимой информации для вышестоящих органов управления образованием;
  • были бы совместимы с программными продуктами, которые уже используются в образовательном учреждении (в данном случае с программой составления расписания «Ректор», которая используется в течение трех лет).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Дата последнего обновления страницы 19.03.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»